Преподобный Созомен Кипрский, Потамийский чудотворец
Преподобный Созомен, согласно разным источникам, был родом киприот и жил до франкской оккупации острова (ок. 1100 г.). С младых лет он полюбил деятельные христиансткие добродетели, особоенное же попечение возимел о чистоте сердца. «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят», — эти слова святой содержал в памяти непрестанно и старался следовать им всей душой. От родителей, которые кроме благочестия отличались также и знанием Священного Писания и слова Божия, отрок получил редкое для того времени образование.
Устояв против искушений юности, он сохранил целомудрие, ясность ума и свободу от греховных мыслей, воспоминаний и впечатлений, сердце — от неподобных чувств и страстей. Воле же своей подвижник не позволил плениться желаниями и стремлениями плоти, а направил ее к воле Божией и Его святым заповедям.
Зная, что лишь только смиренный может пребыть в добродетели, и что не может стать истинным последователем распятого Иисуса тот, кто не хранит себя в чистоте, святой боролся изо всех сил, чтобы остаться чуждым миру, а потому ограждал душу молитвой и постом, как бы с двух сторон стараясь достичь своей цели.
Однажды, после ночного бдения, преподобный Созомен встал, оставил все, что было у него, и вышел на одинокую дорогу, решив подвизаться в пустыне, чтобы там обрести свободу от земных попечений и иметь непрестанную заботу об угождении Богу. В поисках подходящего места святой прошел много миль, пока не набрел на пещеру в скале над обширным плато. Там он и остался.
Место, избранное святым, весьма живописно. Вид на плато, открывающийся от пещеры
Едва войдя, он сотворил крестное знамение и с трепетом воспел антифон четвертого гласа: «Сердце мое к Тебе, Слове, да возвысится. И да ничтоже усладит мя от мирских красот на слабость».
В пещере, где поселился святой, он ежедневно устремлялся к своей цели и подвизался преобидеть плоть, чтобы стяжать Дух. Жизнь его проходила в непрестанных трудах. Медленно и терпеливо, словно искусный земледелец, он взращивал добрые семена и исторгал плевелы страстных помышлений, которые препятствуют познанию Бога. Он исторгал терния страстей с терпением и сеял в землю сердца семена послушания и подчинения воле Божией, а потому со временем сделался жилищем Святого Духа, Который в Писании говорит: «На кого воззрю? Только на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих».
Внутри пещерного храма. Стена, увешанная иконами - импровизированный иконостас. За ней — алтарь
Шло время, слава о святом распространялась, ибо никого не отпускал он от себя, не оказав помощи. Келья его была открыта для всех.
Как новый Иоанн Креститель, он проповедовал покаяние, беседу свою всегда начиная так:
— Покайтесь в грехе, оставьте его и возлюбите Бога, ибо невозможно любить и грех, и Бога одновременно. Прощайте обидящих Вас.
Слова свои святой подкреплял примерами и притчами. Он всем являл любовь и был открытым для всех. Даром исцеления, которым ущедрил преподобного Бог, он служил притекающим к нему с верой и покаянием. Не он искал, кому бы помочь, кого бы наставить и кого исцелить, но сами больные, увечные и недужные стекались к благочестивому отшельнику отовсюду.
Так пожив, преподобный Созомен предал свою душу Господу. Благочестивые христиане взяли его святые мощи и погребли в глубине пещеры, оросив ее слезами. Место погребения стало источником исцелений. И ныне сюда притекает множество больных в ожидании чуда.
Память преподобного Созомена Потамийского приходится на 21 ноября, но так как в этот день празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы, то, согласно кипрским богослужебным указаниям, ее переносят на 22 ноября.
Преподобного Созомена Потамийского чудотворца не следует путать с другим преподобным Созоменом Кипрским, который подвизался на полуострове Карпас, изображается с крестом с руке и память которого — 20 ноября.
Благочестивому паломнику
Сохранилась пещера преподобного, к которой, особенно в день его памяти, стекается множество почитающих его и жаждущих исцелений. Она расположена в селении Агиос Созоменос, в двенадцати километрах юго-восточнее Никосии, столицы острова. Проехав сквозь заброшенное селение, мимо храма, поднимитесь на склон горы. Здесь вы найдёте высеченный в песчанике скит и пещерный храм святого отшельника. В келье сохранились место, где стояла гробница святого, и фрески, самые древние слои которых датируются 10 веком.
Древняя роспись западной стены пещеры
В центре бывшей деревни сохранились остатки готических сводов средневековой церкви Св. Мамаса, построенной в 16 веке.